Чтобы вывести формулу разрешения конфликта, нужно определить, что является "конфликтом".
Конфликтом называют столкновение противоположно направленных и инесовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого человека,в межличностных отношениях людей, в отношениях между группами, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. Бесконфликтного общения не бывает.
Как преодолеть конфликтную ситуацию?
Конфликт – закономерное явление, так как люди, вступающие в общение, отличаются друг от друга своими интересами, индивидуально-типологическими особенностями, направленностью, стилем жизни, разным видением одних и тех же проблем. Следовательно, необходимо относиться спокойно к тому, что в детском коллективе они возможны, и делать всё необходимое для их предупреждения, конструктивного разрешения.
В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы- создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того, в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между педагогами. Следовательно, классному руководителю надо знать и уметь: как самому вести себя в конфликтной ситуации, как предупреждать и разрешать конфликты между детьми.
этого педагогам необходимо:
Как быть, если конфликты всё же возникают?
Прежде всего, разберёмся в природе конфликта, его структуре. Первая стадия конфликта - конфликтная ситуация. Она складывается постепенно. В ней распределяются и определяются позиции участников будущего конфликта, но до открытых столкновений дело ещё не доходит.
Составляющие конфликтной ситуации: участники, предмет – то есть суть разногласий. Выделяются лидеры, инициаторы конфликта.
Вторая стадия конфликта – открытое, осознаваемое его участниками столкновение, т. е. инцидент. Конфликтная ситуация не всегда перерастает в инцидент. Психологи К.Томас и Р.Килменн определили пять стилей поведения в конфликтной ситуации:
Конфликт – закономерное явление, так как люди, вступающие в общение, отличаются друг от друга своими интересами, индивидуально-типологическими особенностями, направленностью, стилем жизни, разным видением одних и тех же проблем. Следовательно, необходимо относиться спокойно к тому, что в детском коллективе они возможны, и делать всё необходимое для их предупреждения, конструктивного разрешения.
В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы- создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одном классе собираются дети, имеющие разный опыт общения, привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме того, в школе возможны конфликты не только между детьми, но и между взрослыми и детьми, между педагогами. Следовательно, классному руководителю надо знать и уметь: как самому вести себя в конфликтной ситуации, как предупреждать и разрешать конфликты между детьми.
Что делать, чтобы конфликтов было меньше?
Можно значительно уменьшить количество конфликтов в классе, если заниматься формированием межличностных отношений в коллективе. Дляэтого педагогам необходимо:
- изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллектива, выявить лидеров, в том числе и негативных, постараться переориентировать их негативную направленность на позитивную;
- определить детей с низким статусом, обычно это слабые или просто "другие" дети, попытаться изменить их статус посредством создания для них "ситуаций успеха";
- организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия;
- формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых-забота, внимание друг к другу ( например, пропускать вперёд девочек в двери);
- организация игрового тренинга общения, способствующего формированию взаимопонимания, выработке принципов общения в детском коллективе, коррекция взаимоотношений между детьми.
Как быть, если конфликты всё же возникают?
Прежде всего, разберёмся в природе конфликта, его структуре. Первая стадия конфликта - конфликтная ситуация. Она складывается постепенно. В ней распределяются и определяются позиции участников будущего конфликта, но до открытых столкновений дело ещё не доходит.
Составляющие конфликтной ситуации: участники, предмет – то есть суть разногласий. Выделяются лидеры, инициаторы конфликта.
Вторая стадия конфликта – открытое, осознаваемое его участниками столкновение, т. е. инцидент. Конфликтная ситуация не всегда перерастает в инцидент. Психологи К.Томас и Р.Килменн определили пять стилей поведения в конфликтной ситуации:
- стиль конкуренции – один из участников конфликта достигает своей цели путём подавления другого. Результат – конфликт "загоняется" вглубь: психологическое напряжение, дискомфорт, неблагоприятное эмоциональное состояние соперника;
- стиль уклонения – один из участников уходит от конфликта, избегает его. Это происходит в следующих случаях: когда он чувствует себя неправым, ощущает безнадёжность ситуации, не хочет тратить силы, другой человек обладает большей властью. Естественно, что уклоняющийся не получает полного удовлетворения от такого разрешения конфликта;
- стиль приспособленияс – участник конфликта подчиняется другому, делает то, что он требует, перестаёт отстаивать свои интересы. Человек жертвует не только своими интересами, но и достоинством;
- стиль компромисса – участники конфликта частично уступают друг другу, заключают как бы временное перемирие. Это поверхностный уровень решения проблемы, так как конфликт не разрешается полностью, а лишь откладывается;
- стиль сотрудничества – происходит открытое обсуждение возникшей конфликтной ситуации, нужд и желаний каждого человека, поиск решения, позволяющего удовлетворить каждого.
Способы конструктивного разрешения конфликта
Итак, задача участников конфликта – не уходить от него, а контролировать конфликт и самого себя с целью получения наилучшего результата. Необходимо рассматривать любую конфликтную ситуацию как проблему, которую надо решить.
С этой целью психологи рекомендуют строить общение с соперником следующим образом: прежде всего, надо освободиться от отрицательных эмоций. Снять своё собственное эмоциональное раздражение помогут следующие приёмы: релаксация, направление гнева по другому руслу – кратковременный выход из помещения, переключение отрицательных эмоций на другой объект; вербализация – открытое выражение своих чувств, проговаривание вслух того, как я себя чувствую.
Необходимо также охладить или рассеять раздражение другого участника конфликта. Этому поможет: сочувственное выслушивание, предоставление возможности другому "выпустить пар", демонстрация понимания его состояния;
второй шаг – высказывания, передающие то, как вы поняли слова и действия собеседника, и ваше стремление получить подтверждение того, что вы поняли его правильно. Это помогает увидеть ситуацию такой, какой она представляется противоположной стороне, понять, что движет антогонистом;
далее необходимо продемонстрировать, что противник воспринимается вами как личность вопреки конфронтации (демонстрация уважения);
проанализируйте ваши реальные желания и нужды, вашу цель – чего вы хотите достичь? Стоит ли её добиваться?
пригласите своего противника к совместному решению проблемы;
определите своё видение проблемы и возможные пути её решения;
побудите противоположную сторону выдвинуть свои предположения;
попытайтесь найти взаимовыгодное решение.
Психологи выделяют прямые и косвенные методы погашения конфликтов.
Прямые методы погашения конфликтов:
1. Примирение – на основе компромисса, который не ущемлял бы личного достоинства обеих сторон:
а) воспитатель поочерёдно приглашает к себе враждующих и просит каждого изложить суть и причины столкновения. При этом пресекаются попытки очернить другого, выслушиваются только факты, а не эмоции. Затем педагог принимает решение;
б) конфликтующие высказывают свои претензии друг к другу в классе. Решение принимается на основе выступления детей и объявляется от лица группы. Нов этом случае группа должна находиться на достаточно высоком уровне развития и способна выступать посредником в разрешении конфликта.
2. Если конфликт не утихает, педагог прибегает к санкциям в отношении конфликтующих.
3. Если и это не помогает – как вынужденная мера представляется необходимость развести конфликтующих по разным группам.
Прямые методы позволяют зачастую снять внешнее напряжение, сгладить ситуацию, но при этом могут загнать конфликт «вглубь», а не разре-
шить его. Поэтому предпочтительнее использовать другие методы.
Косвенные методы погашения конфликтов 1. Прежде всего надо дать конфликтующим возможность выговориться, "выпустить пар". Задача педагога – не оценивать, не делать замечания, а
внимательно слушать до тех пор, пока не выйдут все отрицательные эмоции и конфликтующие не будут готовы принять спокойно и разумно доводы педагога и друг друга.
2. Затем воспитатель повторяет, уточняет высказанное обеими сторонами, пытается помочь им определить суть разногласий, сформулировать проблему, которую надо решить.
3. После этого следует предложение найти выход: "Что будем делать?" Посредник выслушивает предложения обеих сторон, подталкивает их к достижению компромисса или совместному решению проблемы.
второй шаг – высказывания, передающие то, как вы поняли слова и действия собеседника, и ваше стремление получить подтверждение того, что вы поняли его правильно. Это помогает увидеть ситуацию такой, какой она представляется противоположной стороне, понять, что движет антогонистом;
далее необходимо продемонстрировать, что противник воспринимается вами как личность вопреки конфронтации (демонстрация уважения);
проанализируйте ваши реальные желания и нужды, вашу цель – чего вы хотите достичь? Стоит ли её добиваться?
пригласите своего противника к совместному решению проблемы;
определите своё видение проблемы и возможные пути её решения;
побудите противоположную сторону выдвинуть свои предположения;
попытайтесь найти взаимовыгодное решение.
Как разрешать конфликты, возникающие между детьми?
Прежде всего надо постараться выяснить источники конфликта. Наиболее распространённые причины конфликтов в детской среде:- борьба за лидерство;
- ущемление достоинства или амбиций одного из детей;
- неподтверждение ролевых ожиданий, например: одна из конфликтующих сторон считала другую своей подругой, а та не поддержала её в ситуации, когда надо "выручать";
- психологическая несовместимость ( например, экстраверта и интроверта);
- примитивный тип общения одного из противников: для него конфликтное поведение является нормой, он грубит, «задевает» других, постоянно провоцирует их на конфронтацию.
Психологи выделяют прямые и косвенные методы погашения конфликтов.
Прямые методы погашения конфликтов:
1. Примирение – на основе компромисса, который не ущемлял бы личного достоинства обеих сторон:
а) воспитатель поочерёдно приглашает к себе враждующих и просит каждого изложить суть и причины столкновения. При этом пресекаются попытки очернить другого, выслушиваются только факты, а не эмоции. Затем педагог принимает решение;
б) конфликтующие высказывают свои претензии друг к другу в классе. Решение принимается на основе выступления детей и объявляется от лица группы. Нов этом случае группа должна находиться на достаточно высоком уровне развития и способна выступать посредником в разрешении конфликта.
2. Если конфликт не утихает, педагог прибегает к санкциям в отношении конфликтующих.
3. Если и это не помогает – как вынужденная мера представляется необходимость развести конфликтующих по разным группам.
Прямые методы позволяют зачастую снять внешнее напряжение, сгладить ситуацию, но при этом могут загнать конфликт «вглубь», а не разре-
шить его. Поэтому предпочтительнее использовать другие методы.
Косвенные методы погашения конфликтов 1. Прежде всего надо дать конфликтующим возможность выговориться, "выпустить пар". Задача педагога – не оценивать, не делать замечания, а
внимательно слушать до тех пор, пока не выйдут все отрицательные эмоции и конфликтующие не будут готовы принять спокойно и разумно доводы педагога и друг друга.
2. Затем воспитатель повторяет, уточняет высказанное обеими сторонами, пытается помочь им определить суть разногласий, сформулировать проблему, которую надо решить.
3. После этого следует предложение найти выход: "Что будем делать?" Посредник выслушивает предложения обеих сторон, подталкивает их к достижению компромисса или совместному решению проблемы.
Источник: "Управление начальной школой"
Здравствуйте, Наталья Александровна. Огромное спасибо за статью. У меня сейчас 1 класс и идёт становление коллектива, проявляются лидеры, и конечно в этот период конфликты неизбежны. Спасибо за советы, которые помогут разрешить возникающие конфликты.
ОтветитьУдалитьИнтересная информация. Может быть полезна в работе. Спасибо!
ОтветитьУдалить