В последний учебный день 1 четверти урок русского языка в 3 "А" классе прошел с использованием обучающей технологии "Диктант на дружбу". Это прием социо-игровой педагогики (автор - В. Букатов). Главное в работе — групповое обживание «текста» как условие для индивидуального погружения в него каждого из участников.
Перед уроком я попросила ребят объединиться по звездочкам и организовать свое учебное место в виде "гнезд" (Вопросов на уточнение не поступало - видимо, сказывался опыт в работе групп). Третьеклассники очень быстро выстроили из парт квадраты и дополнили стульями по количеству человек. Интересно было наблюдать, как по-разному располагались "гнёзда" и как ребята доставляли стулья для своих на секунду отвлекшихся партнеров. Это первый шаг социо-игровой "режиссуры урока".
Приготовили ручки и тетради. Записали число. Написали слово "Диктант". И под ним вывели девиз: "Один за всех и все за одного!". Уточнили смысл пословицы относительно к совместному написанию диктанта. Пришли к выводу, что нельзя забывать о главном: написал сам — помоги соседу; увидел у себя ошибку — посмотри, не допустил ли кто из соседей такую же в своей тетрадке. Сразу выработали критерии оценивания Диктанта на дружбу: отсутствие ошибок у членов команды - это отметка "5". Дискуссия вышла по поводу одинаковых ошибок - говорили о взаимодействии между посыльным и помощником. Договорились, что при наличии одинаковых ошибок - отметка "4". "Тройка" - если у членов команды есть ошибки, которых нет у других ребят.
Далее я отошла от технологии - ребята не написали название команд, т.к. группы были устойчивые и название каждая имела постоянное. Что мне и помешало в ходе работы: тетради перемещались по часовой стрелке и проверяющим сложно было сходу соотнести принадлежность записей определенной группе.
Текст диктанта был заготовлен на повторение орфограмм "Правописание разделительных ь и ъ знаков " - т.к. в последний контрольный диктант показал имеющиеся пробелы у некоторых ребят. Старалась выбирать предложения короткие, чтобы легко запоминались.
Текст диктанта.
"Отец объявил нам об отъезде. Машина подкатила к подъезду. Все сели по местам. Мы отъехали от города и подъехали к реке. За рекой виднелась необъятная равнина. Вот и село. Нас встретила тётя Марья. Мы бросились в её объятия"
Распечатала отдельно каждую фразу в пяти экземплярах. Кладу на учительский стол первое предложение диктанта. От каждой команды вызываю по посыльному, они берут с собой по помощнику. Посыльные с помощниками подходят к столу. Берут в руки текст. Засекаю 20 секунд для прочтения и запоминания. Время (которое помогает мобилизовать внутренние интеллектуальные резервы) еще не истекло, когда дети бегут диктовать в своих командах, чтобы скорее сообщить об увиденном, пока чего-нибудь не забыли.
Команды начали работать слаженно, прерываясь на споры по поводу правильного написания слов. Аргументировать приходилось знанием алгоритмов применения правил. Видела, как заглядывали в тетради соседей, призывали к красивому и грамотному письму! Вот где демонстрировалась мотивация к каллиграфическому почерку. Порадовало, что в основном, ребята не торопились, диктуя каждое слово по буквам (задачи такой я не ставила). Иногда текст посыльного и помощника отличался - включалось групповое обсуждение, результат: текст при проверке не деформировался.
При полной готовности команд приглашаются следующие посыльные с новыми помощниками. И вновь 20 секунд, и работа в своих группах. Заметила, что в одной группе посыльный выходит один и тот же. Мальчик из семьи, говорящей на двух языках. Помощники корректировали его действия, а сам он учился строить фразы на русском языке.
Текст записан. Но до конца диктанта на дружбу еще далеко. Впереди проверка. Дети сложили тетради стопкой в открытом виде. По часовой стрелке передали тетради другой группе. Здесь я опять отошла от технологии - сразу выдала исходный текст для проверки. Проверяли простым карандашом. И оценку за грамотность выставлять не стали: тетради и так проверены другой группой, иначе как можно определить наличие или отсутствие ошибок.
Четыре группы получили оценку "4" за дружбу. Проверяющие обосновали выставленную отметку, воспользовавшись выработанными критериями в начале урока. Одна группа получила отметку "5". Была отмечена слаженность действий ребят. И опять сами ребята говорили о почерке!
Попросила сделать вывод по проделанной работе. Ответы детей очень впечатлили: надо помогать отстающим и в повседневной жизни, и в учебе! Вот так: ни больше, ни меньше!
Тетради опять передали по кругу. Теперь уже выставляли отметки проверяющим (исходный текст вложен в тетрадь). Проверяющие тоже получили разные отметки ("троек" не было))).
Отметки каждой команды были занесены на доску. Спорили? Да. Но больше вдумчиво пытались понять объективность выставленных оценок. Я дала время на то, чтобы внимательно рассмотреть свои тексты. Попросила дома проверить правильность оценки судейства, т.е. текст понадобилось проверить еще раз.
Применение данной технологии - это и грамотность, и индивидуальная проработка ошибок, и повышение культурного уровня, и тренинг в умении общаться с товарищами и сообща трудиться над общим заданием!
Поставить стулья в круг и обсудить результаты в одной общей команде мы не успели. Поэтому разрешила передвигаться по классу (фотографии можно наблюдать в данной статье, .т.к. сломавшийся не вовремя фотоаппарат вдруг заработал на этом моменте).
В следующий раз выбор групп определим с помощью приема "Колечки":
"Весь класс выходит к доске. Условие: сколько раз ведущий (который становится в сторонке, чтобы его все видели) хлопнет в ладоши, по столько человек, взявшись за руки и дружно произнеся: «Мы готовы!», — ученики образуют «тесное» колечко. Например, после трех хлопков, все разбиваются в колечки по тройкам — кто быстрее!
После первого разбиения на колечки ведущий напоминает обязательное условие: в каждом новом колечке сосед справа и слева должен быть другим. Это приводит к большей суете. Но именно она и нужна, чтобы как следует перемешать весь класс.
После серии хлопков: то четыре, то восемь, то два раза по три или по два хлопка (в достаточно быстром темпе!) — ведущий хлопает так, чтобы число учеников в колечках соответствовало бы групповой работе, намеченной им для урока.
Например, объединив во время пятого кона игрового задани явесь класс в колечки-шестерки, учитель объявляет: «СТОП! Каждое колечко — рабочая группа. Приготовьте себе общее рабочее место (можно сдвигать парты и стулья) и займите его (с тетрадями и ручками). Договоритесь о названии, и пусть посыльный от вашей команды напишет его на доске».
Это способ объединения в рабочие команды занимает очень мало времени и позволяет ученикам встряхнуться-размяться и (или) обновить свой деловой настрой к восприятию созвучий со сверстниками" по материалам книги В.М.Букатова и А.П.Ершовой «Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения».
После серии хлопков: то четыре, то восемь, то два раза по три или по два хлопка (в достаточно быстром темпе!) — ведущий хлопает так, чтобы число учеников в колечках соответствовало бы групповой работе, намеченной им для урока.
Например, объединив во время пятого кона игрового задани явесь класс в колечки-шестерки, учитель объявляет: «СТОП! Каждое колечко — рабочая группа. Приготовьте себе общее рабочее место (можно сдвигать парты и стулья) и займите его (с тетрадями и ручками). Договоритесь о названии, и пусть посыльный от вашей команды напишет его на доске».
Это способ объединения в рабочие команды занимает очень мало времени и позволяет ученикам встряхнуться-размяться и (или) обновить свой деловой настрой к восприятию созвучий со сверстниками" по материалам книги В.М.Букатова и А.П.Ершовой «Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения».
Уважаемые родители, ребята! Предлагаю Вам на каникулах потренироваться в написании орфограмм "Разделительный ь и ъ знак".
Наталья Александровна, спасибо, что поделились диктантом на дружбу! Обязательно попробую провести его в своём третьем классе. С Вашего разрешения текст диктанта возьму Ваш: проблемы у нас похожие и программа одна.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Ольга Николаевна, за отклик! С лета пытаюсь внедрить социо-игровую педагогику. Результаты радуют. Подробнее можно познакомиться здесь: http://www.openlesson.ru/?p=811 (Нашла случайно, когда искала повторение в названии блога)))
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Наталья Александровна! Интересная форма работы! Спасибо за увлекательный рассказ!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Анатольевна! Буду рада, если рассказ пригодился).
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте,уважаемая Наталья Александровна!
ОтветитьУдалитьКакой мощный личностный потенциал закладывает такая простая, на первый взгляд технология! Обязательно воспользуюсь ею, тем более, что в этом году мне приходится вживаться в непростой коллектив второклассников. возможно, такая технология поможет приблизить их к пониманию ценности дружбы и взаимовыручки!
Обязательно попробуйте, Наталия Львовна! Уверена, что эта технология позволит узнать лучше друг друга и крепче сплотиться!
УдалитьКак интересно, Наталья Александровна, - диктант на дружбу! А ребятам такой диктант писать понравилось?
ОтветитьУдалитьВиктория Васильевна, на этот же вопрос услышала хоровое ребячье: "Да"! Надеюсь, и в комментариях зазвучит их голос!
УдалитьЗаинтересовалась технологией! Спасибо Вам.
ОтветитьУдалитьДобрый день Наталья Александровна!Я использую этот приём и в среднем звене, и в старшем. Всем нравится!
ОтветитьУдалить