Казацкому роду нет переводу!

Казацкому роду нет переводу!
С детства помню небольшую, утопающую в цветах, хату в станице Мартанской Горячеключевского района Краснодарского края – на Родине моего отца Колесниченко Александра Михайловича.
Здесь проживала сестра моего деда Колесниченко Михаила Ульяновича – Колесниченко Евдокия Ульяновна. Встреча с бабушкой Дусей, как ласково называли ее внучата, – это встреча с целым миром, наполненным любовью к кубанским полям и степям, предкам и старине, встреча с казачьей песней и особым языком – балачкой. Именно из-за необычного говора, переливающимся серебряными нитями, Евдокию отец называл Серебряночкой. Много испытаний выпало на жизнь Евдокии Ульяновны, моего деда Михаила Ульяновича. ( Я его никогда не видела. Михаил Ульянович был пожарным, с многодетной семьей колесил по всей стране: Казахстан, Дальний Восток, Узбекистан –там, где нужна была его помощь. Умер, кода старшему сыну, моему отцу, было 16 лет, а младшей дочери два года)
В 1997 году в районной газете вышла статья «Серебряночка», в которой описывается история нашей семьи. Как эта история похожа на истории сотни других казачьих семей.
Еще в царские времена мой прадед вместе с несколькими десятками других первых поселенцев переселился на Кубань, близ Горячего ключа, и обосновал казачью станицу Мартанскую. Мой отец вспоминает поместье, куда тайно в годы Советской власти дед привозил маленьких казачат, не давая забывать историю своей семьи. В поминальные дни мы всегда, собираясь многочисленной семьей на семейном кладбище в станице, останавливались на неизвестной детям могиле, без имени, но с оградкой и всегда свежими цветами. Родственники в годы Советской власти на вопросы об этом захоронении всегда отмалчивались. Но мы понимали по тревожным взглядам, что здесь покоится прах нашего прадеда….
1.

«- Пошли наши казаченьки –

Чуть знамена видно, остались ихни жены,

Жены молодые.

Остались детки,

Деточки малые.
….Голод вошел в крытый камышом, обмазанный глиной казачий дом разорителем: разметал из сундуков нажитое добро, осиротил жилище. Трехлетней девочкой узнала Евдокия самое страшное – отчаянный, затянувшийся на месяцы, голод. Ели молодую крапиву, люцерну. Люди пухли от голода.

Мать смотрела на детей тихим, замутненным слезой взглядом. Только что вернувшийся из тюрьмы отец(его в 30-х осудили как единоличника, брата же расстреляли за хранение церковных икон и книг – церковь-то закрыли!) измученный, больной, сильно похудевший, но такой же неугомонный, песенник, взял дочь на руки. И все носил, убаюкивая. Страшной была его колыбельная: «Ничего, Серебряночка, недолго нам осталось мучиться. Судьба у нас такая – умереть с голоду». Говорит, а сам будто улыбается и слеза по по щеке почерневшей, покрытой щетиной, катится.

…Дверь скрипнула, вошла мать. Ее губы дрогнули в слабой, бледной улыбке: «Корова отелилась! Дожили!» Отец уложил Евдокию, принялся затапливать печь. Густое желтое молозиво спасло от голода всю семью..

Спасение пришло, но беда из дома ушла не скоро. Отец умер от туберкулеза. Гордая и трудолюбивая Пелагея – красавица и певунья – так и не вышла больше замуж, воспитывала детей сама. Мысль, как прокормиться, выжить, завладела семьей надолго.

2.

Меж кавказскими горами,

Между двух высоких скал

Пробирался темной ночью

Санитарный наш отряд.

Впереди идет повозка,

На повозке Красный крест,

С той подводы стон раздался

«Скоро, скоро нам конец!»

«Подождите, потерпите!», -

Умоляла их сестра,

А сама едва шагала,

Вся измучена была…
Станичники стали молчаливыми свидетелями изнурительных боев за Северный Кавказ. В доме Колесниченко во время оккупации стояли словаки, после освобождения выхаживали здесь раненого командира Красной Армии. А еще по причине того, что здесь хранилось настоящее по тем временам сокровище – швейная машинка, поселился у Колесниченко армейский портной. Был он строгим, целый день шил пилотки, шинели, сердился на шумных хозяйкиных детей. Был и другой постоялец – дядя Гриша Паташвили. Сердечный, добрый, он надолго запомнился Евдокии Ульяновне.

Война…Кажется мир погибнет. Каждый день в станицу прибывали изнуренные, раненные в боях люди. Умирали. Голодно и бедно жили станичники. В горе и страданиях, весельем, добрым отношением Гриша Паташвили отогрел сердца ребятишек, отогрел доброй шуткой, почти отеческой лаской и заботой.

- Не пойму, когда о кавказцах говорят как о врагах, – волнуясь, говорит Евдокия Ульяновна. – Сколько чеченцев, адыгейцев, греков жило в Мартанской, сколько доброго они оставили о себе в нашей памяти!

3.
Только одна гора черна –
Где сеяла бедная вдова.
Ой, сеяла, оровала –
Горькой слезой поливала.

В те годы в станице было много вдов. Поэтому и называли «вдовьей станицей». Через десятилетия она разрослась на 400 дворов. Парней провожали в армию здесь по-особенному – убирали их, как женихов, рушниками, платками. К платочкам прикалывали пышные розы. И, конечно, пели для них песни – казачьи, старинные «Вижу я море, море, небеса, да не вижу край родной».



Не только пели, но и работали как прежде казаки – с толком, с задором. Чего только не приходилось делать Евдокии Ульяновне: и хлеб пекла, и рушники вышивала, и кружево, восковые венки для невест вязала, и за живностью, огородом ходила, и розы выращивала. На пенсии Евдокия Ульяновна долгие годы лечила больных молитвами – была знахаркой. Лечила не из-за хлеба, во имя веры и милосердия. Болезни отступали, слава знахарки множилась. А потом сказала людям» Все болезни тела от души, а ее под силу излечить только Всевышнему.

Мы уходим из тихого дома с полным подворьем: корова, выводок индюшат, куры. И за всем смотрит быстрая умелая хозяйка. Серебрятся сединой вески. «Серебряночка» – называл когда-то отец. Серебряночка и есть. Гнула и ломала ее жизнь. Но уцелела. Трудами уцелела и добротой своей непомерной»

В 2010 году Евдокии Ульяновны не стало.

2 комментария:

  1. Не единожды перечитывала я это жизнеописание... Вот, где великая мудрость жизни..!

    ОтветитьУдалить
  2. История казачьих станиц, семей - история Родины, история становления "человеческого в человеке". Перечитывая страницы живых книг, ребенок становится личностью, гражданином, патриотом, Человеком.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...