Московские курсы и их организатор Евгений Евгеньевич Шестернинов подарили нам конструктивный диалог с Ямбургом Евгением Александровичем. Наверное, каждый в ходе лекции приобрел свое: был и смех, были и слезы радости, и грусти.
Мне бы хотелось рассказать вам об адаптивной педагогике Ямбурга.
То, что происходит генетическая усталость, как и во всех странах с высокой культурой, уже доказано учеными. В наших классах появляется все большее количество детей с дефицитом внимания. Находиться этим ребятам вместе со всеми трудно, ущербно для окружающих. Этим детям нужен специальный подход.
Что же делать? Евгений Александрович создает классы с компенсирующим обучением.
«Не ребенок должен приспосабливаться к школе, а напротив, именно школа стремится адаптироваться к любому ученику, принимая во внимание его склонности и способности, состояние физического и психического здоровья. Вот почему адаптивная школа одновременно выстраивает линии лицейского, гимназического, коррекционно-развивающего и начального профессионального образования, осуществляя на деле разноуровневое дифференцированное обучение и развитие учащихся.
Адаптивная образовательная модель — модернизированная массовая общеобразовательная школа для учащихся со смешанными способностями»
Базовые черты адаптивной школы:
- наличие неоднородного (гетерогенного) состава учащихся ("Школа для всех");
- ориентация на способности, склонности, потребности, жизненные планы каждого учащегося;
- гибкость, открытость, своевременное адекватное реагирование на изменения социокультурной и психолого-педагогической ситуации при удержании основных базовых ценностей школы;
- создание всех необходимых условий для реализации вариативного образования в рамках одной школы (обновление содержания образования, отбор педагогических технологий и т.п.);
- обеспечение содержательной и методической преемственности на всех этапах обучения и развития ребенка;
- разнообразные формы дифференциации и многопрофильность обучения;
- наличие диагностических, организационных и дидактических процедур, позволяющих осуществлять мягкие формы дифференциации, предполагающие перманентную перегруппировку учащихся на основе отслеживания динамики их развития;
- здоровье физическое, психическое и нравственное, как интегральный показатель эффективности функционирования модели;
- оптимальная комбинация учебно-образовательных моделей.
В распоряжении педагогов лошадиная терапия, общение с пони и другими животными, психологи, педагоги. Поддержка на всех ступенях пребывания в школе. Детей не бросают после 11 лет (именно тогда уже нельзя повлиять на коррекцию личности, отменяются справки ПМПК), а сопровождают их до 11! класса, как учащихся художественно-ремесленных классов.
Ребята преодолевают базовый уровень ЕГЭ!
Как это создать?
Условия.
Концептуальная система условий и способов построения и развития адаптивной школы:
- наличие общей, принимаемой большинством сотрудников школы педагогической философии, определяющей миссию школы, ее базовые ценности;
- наличие ясной концепции и программы развития школы;
- организация комплексной медико-психолого-дефектологической службы, позволяющей обеспечить всестороннюю диагностику учебно-воспитательного процесса, отслеживание динамики развития учащихся;
- преобразование школы в Центр образования, включающий детский сад, начальную, среднюю и старшую школы с выходом на вузы, что позволяет обеспечить содержательную и методическую преемственность на всех этапах обучения и развития;
- гибкая организация учебно-воспитательного процесса, учитывающая динамику развития детей, их психофизиологические особенности, способности и склонности;
- создание соответствующих научных, организационно-педагогических и управленческих инфраструктур, призванных обеспечить преобразование школы в действующую адаптивную модель;
- кадровое обеспечение масштабных системных преобразований школы, где центральной задачей становится удержание педагогов в исследовательской позиции, установление их продуктивного взаимодействия (диалога) со специалистами других наук о человеке (медиками, психологами, дефектологами и т.п.).
Педагоги Ямбурга работают с детьми, имеющих тяжелое порою смертельное заболевание – в онкологическом центре. На работу принимаются учителя с особыми личностными качествами. Пример: готовят мальчика к успешному прохождению ЕГЭ, вселяют в него уверенность, радуются победам, зная, что осталось совсем немного … мальчик умирает через месяц после сдачи ЕГЭ…
Одним из учителей была бывшая больная онкологией девочка – она справилась со своей болезнью, социализировалась, несет радость учения другим детям.
Информация к размышлению: провели исследование, к какому слою граждан трудно относится толерантно? К рыжим, черным (кавказцам), гениям, бедным, богатым? Не угадали!!! К инвалидам и пожилым...
Что из этого следует?
Выводы:
- В условиях становления вариативного образования адаптивная школа как модернизированный тип массовой общеобразовательной школы представляет собой его оптимальный вариант, поскольку охватывает не отдельные категории учащихся, а всех детей, независимо от их способностей.
- Дифференцированный подход к учащимся в наиболее адекватной форме осуществим на основе комплексного медико-психолого-педагогичекого анализа, при скоординированных усилиях специалистов разных областей.
- Педагогический плюрализм адаптивной школы состоит не в эклектическом заимствовании разнородных теорий и методов, а в многопарадигматической кооперации и сбалансированном использовании разнообразных педагогических систем и технологий.
- Принципиальная особенность адаптивной школы заключается не в специфике функционирования ее модулей, а в их оптимальной комбинации, обеспечивающей гармонизацию образовательных парадигм и преемственность учебного процесса.
- Функционирование адаптивной школы определяется согласованием образовательных и организационных моделей на основе особой системы управления.
- Специфика управляющей системы адаптивной школы определяется:
- наличием субъектов управления, реализующих систему адаптивности (в обычной школе они отсутствуют);
- усилением управленческой функции координации между всеми субъектами, ответственными за реализацию идеи адаптивности;
- определенной трансформацией функции контроля, который в адаптивной школе прежде всего выполняет роль обратной связи, дающей своевременное, всестороннее и объективное представление о самочувствии учащегося;
- особой системой подготовки и переподготовки педагогических кадров, которые должны иметь полидисциплинарные знания о ребенке.
Русский философ В. Соловьев справедливо утверждал: "человек, ни при каких условиях, ни по какой причине не может рассматриваться как средство для посторонних целей. Он не может быть орудием для блага другого, мира, нации, класса, ни даже так называемого общего блага (Соловьев, 1988. С. 307)".
Мне бы хотелось рассказать вам об адаптивной педагогике Ямбурга.
То, что происходит генетическая усталость, как и во всех странах с высокой культурой, уже доказано учеными. В наших классах появляется все большее количество детей с дефицитом внимания. Находиться этим ребятам вместе со всеми трудно, ущербно для окружающих. Этим детям нужен специальный подход.
Что же делать? Евгений Александрович создает классы с компенсирующим обучением.
«Не ребенок должен приспосабливаться к школе, а напротив, именно школа стремится адаптироваться к любому ученику, принимая во внимание его склонности и способности, состояние физического и психического здоровья. Вот почему адаптивная школа одновременно выстраивает линии лицейского, гимназического, коррекционно-развивающего и начального профессионального образования, осуществляя на деле разноуровневое дифференцированное обучение и развитие учащихся.
Адаптивная образовательная модель — модернизированная массовая общеобразовательная школа для учащихся со смешанными способностями»
Базовые черты адаптивной школы:
- наличие неоднородного (гетерогенного) состава учащихся ("Школа для всех");
- ориентация на способности, склонности, потребности, жизненные планы каждого учащегося;
- гибкость, открытость, своевременное адекватное реагирование на изменения социокультурной и психолого-педагогической ситуации при удержании основных базовых ценностей школы;
- создание всех необходимых условий для реализации вариативного образования в рамках одной школы (обновление содержания образования, отбор педагогических технологий и т.п.);
- обеспечение содержательной и методической преемственности на всех этапах обучения и развития ребенка;
- разнообразные формы дифференциации и многопрофильность обучения;
- наличие диагностических, организационных и дидактических процедур, позволяющих осуществлять мягкие формы дифференциации, предполагающие перманентную перегруппировку учащихся на основе отслеживания динамики их развития;
- здоровье физическое, психическое и нравственное, как интегральный показатель эффективности функционирования модели;
- оптимальная комбинация учебно-образовательных моделей.
В распоряжении педагогов лошадиная терапия, общение с пони и другими животными, психологи, педагоги. Поддержка на всех ступенях пребывания в школе. Детей не бросают после 11 лет (именно тогда уже нельзя повлиять на коррекцию личности, отменяются справки ПМПК), а сопровождают их до 11! класса, как учащихся художественно-ремесленных классов.
Ребята преодолевают базовый уровень ЕГЭ!
Как это создать?
Условия.
Концептуальная система условий и способов построения и развития адаптивной школы:
- наличие общей, принимаемой большинством сотрудников школы педагогической философии, определяющей миссию школы, ее базовые ценности;
- наличие ясной концепции и программы развития школы;
- организация комплексной медико-психолого-дефектологической службы, позволяющей обеспечить всестороннюю диагностику учебно-воспитательного процесса, отслеживание динамики развития учащихся;
- преобразование школы в Центр образования, включающий детский сад, начальную, среднюю и старшую школы с выходом на вузы, что позволяет обеспечить содержательную и методическую преемственность на всех этапах обучения и развития;
- гибкая организация учебно-воспитательного процесса, учитывающая динамику развития детей, их психофизиологические особенности, способности и склонности;
- создание соответствующих научных, организационно-педагогических и управленческих инфраструктур, призванных обеспечить преобразование школы в действующую адаптивную модель;
- кадровое обеспечение масштабных системных преобразований школы, где центральной задачей становится удержание педагогов в исследовательской позиции, установление их продуктивного взаимодействия (диалога) со специалистами других наук о человеке (медиками, психологами, дефектологами и т.п.).
Педагоги Ямбурга работают с детьми, имеющих тяжелое порою смертельное заболевание – в онкологическом центре. На работу принимаются учителя с особыми личностными качествами. Пример: готовят мальчика к успешному прохождению ЕГЭ, вселяют в него уверенность, радуются победам, зная, что осталось совсем немного … мальчик умирает через месяц после сдачи ЕГЭ…
Одним из учителей была бывшая больная онкологией девочка – она справилась со своей болезнью, социализировалась, несет радость учения другим детям.
Информация к размышлению: провели исследование, к какому слою граждан трудно относится толерантно? К рыжим, черным (кавказцам), гениям, бедным, богатым? Не угадали!!! К инвалидам и пожилым...
Выводы:
- В условиях становления вариативного образования адаптивная школа как модернизированный тип массовой общеобразовательной школы представляет собой его оптимальный вариант, поскольку охватывает не отдельные категории учащихся, а всех детей, независимо от их способностей.
- Дифференцированный подход к учащимся в наиболее адекватной форме осуществим на основе комплексного медико-психолого-педагогичекого анализа, при скоординированных усилиях специалистов разных областей.
- Педагогический плюрализм адаптивной школы состоит не в эклектическом заимствовании разнородных теорий и методов, а в многопарадигматической кооперации и сбалансированном использовании разнообразных педагогических систем и технологий.
- Принципиальная особенность адаптивной школы заключается не в специфике функционирования ее модулей, а в их оптимальной комбинации, обеспечивающей гармонизацию образовательных парадигм и преемственность учебного процесса.
- Функционирование адаптивной школы определяется согласованием образовательных и организационных моделей на основе особой системы управления.
- Специфика управляющей системы адаптивной школы определяется:
- наличием субъектов управления, реализующих систему адаптивности (в обычной школе они отсутствуют);
- усилением управленческой функции координации между всеми субъектами, ответственными за реализацию идеи адаптивности;
- определенной трансформацией функции контроля, который в адаптивной школе прежде всего выполняет роль обратной связи, дающей своевременное, всестороннее и объективное представление о самочувствии учащегося;
- особой системой подготовки и переподготовки педагогических кадров, которые должны иметь полидисциплинарные знания о ребенке.
Русский философ В. Соловьев справедливо утверждал: "человек, ни при каких условиях, ни по какой причине не может рассматриваться как средство для посторонних целей. Он не может быть орудием для блага другого, мира, нации, класса, ни даже так называемого общего блага (Соловьев, 1988. С. 307)".
Знаете, Наталья Александровна, теперь, после личного знакомства, уверяю Вас, Вы совсем по-другому будете читать книги, новые статьи Евгения Александровича... и начнете несогласно отвечать ему... маленьким язычком...!)
ОтветитьУдалитьЯ не удержалась и на лекциях)))
ОтветитьУдалить